Клиенты

Такая разная филармония: ликбез для неофитов

Хотите приобщиться к академической музыке? Не знаете, с чего начать? Директор Карельской государственной филармонии Ирина Устинова рассказывает обо всем, что нужно знать начинающему слушателю.

15
Окт

Карельская государственная филармония – место притягательное, что ни говори: здесь выступает крупнейший симфонический оркестр Северо-Запада, на гастроли сюда приезжают музыканты с мировым именем, а в афише можно найти и симфоническую музыку, и народную, и джазовую, и даже органную.

Но в такой палитре концертов недолго и потеряться, особенно если раньше не интересовался академическим искусством. Невольно начинаешь задумываться: а что выбрать? А вдруг я эти произведения не пойму?

Мы решили разобраться, как подготовиться к первому походу на концерт, какие программы можно услышать в этом сезоне и как выбрать вреди них самую подходящую и интересую. И с этими вопросами пришли к директору филармонии Ирине Устиновой.

Осень – всегда волнительное для музыкантов время: первые концерты после летнего перерыва, новые программы. А как Карельская государственная филармония открыла сезон?

На самом деле, мы его открыли еще в августе – фестивалем Ruskeala Symphony. А в сентябре центральным событием стали сразу три больших концерта. Один из них дал оркестр виртуозов Москвы под управлением маэстро Владимира Спивакова – это был такой яркий рывок в самом начале сезона. А подхватил его наш симфонический оркестр, который 1 октября, в Международный день музыки, сыграл «космическую» программу.

Для этого концерта мы подобрали музыку, так или иначе связанную с космосом. В частности, прозвучало произведение композитора Холста – сюита, каждая из частей которой посвящена той или иной планете. Также мы исполнили кантату Игоря Стравинского «Звездоликий» на стихи Бальмонта, музыку Мессиана и Скрябина.

Ну и конечно, оркестр народных инструментов «Онего» тоже открыл сезон – дал концерт с участием молодой певицы Майи Балашовой.

Что интересного ждет публику дальше?

У нас в этом году много абонементов. И в первую очередь это, конечно, программы главных наших оркестров – симфонического и народного. Отдельный абонемент по традиции посвятили органу – эти концерты пройдут во Дворце искусств в Кондопоге.

Но будут и новые необычные абонементы, которые нас немножко уводят в сотрудничество с другими учреждениями культуры. Например, несколько концертов мы дадим в Национальном музее Карелии и в Музее изобразительных искусств – там у нас выступят квартет русских народных инструментов Exprompt и Мужской камерный хор.

Еще мы в этом году привлекаем необычных спикеров. В качестве ведущего на выступления Мужского хора, например, пригласили Михаила Гольденберга, директора Национального музея. Я уверена, что это привлечет новую публику: все знают Михаила Леонидовича как уникального рассказчика и знатока истории нашего края.

Один из камерных абонементов складывается из концертов приезжих солистов. И мы не зря его назвали «Звездный транзит»: к нам приедут звезды самого первого уровня, которые выступают в лучших залах России и мира. Первый концерт пройдет уже 18 октября: мы ждем виолончелиста Бориса Андрианова, скрипача Сергея Догадина и пианиста Филиппа Копачевского, которые сыграют музыку Чайковского и Шостаковича.

Похоже, сезон будет насыщенным. А как на него влияет история с коронавирусом?

Мы сейчас работаем в условиях ограничений – зал можно заполнять только на 75%. И это еще хорошо в нынешней ситуации, потому что из-за пандемии далеко не вся публика готова вернуться в зал. Люди побаиваются, и мы прекрасно это понимаем. Еще и поэтому мы постарались подготовить максимально интересный сезон, чтобы заманить зрителей на концерты.

Хотя, конечно, у филармонии есть и постоянные слушатели, которые не пропускают любимые программы и идут на уже полюбившихся артистов, несмотря на коронавирус.

Здорово, что есть такие люди. А как быть с теми, кто от классического искусства далек и не знает, с чего начать знакомство? Вы как-то работаете с этой публикой, стараетесь заинтересовать?

Да, обязательно. Помимо классической и народной музыки мы, например, работам с джазом: его многие любят и билеты на концерты обычно быстро раскупают. Еще у нас есть легкие и всеми любимые программы типа «Музыки кино» и «Рок-хитов». Они привлекают в зал людей, которые иначе, может быть, никогда бы и не услышали звучание симфонического оркестра.

С академической музыкой ситуация труднее: есть стереотип, что она непонятная и сложная, что без подготовки ее не осилить. Чтобы это впечатление развеять, мы делаем программы, популяризирующие искусство.

Есть специальный абонемент, который ведет петербургский музыковед Наталия Энтелис. На этих лекциях-концертах оркестр играет отрывки из больших музыкальных произведений, а Наталия Леонидовна рассказывает историю их создания, объясняет, почему мелодия так строится, как сочетаются тембры разных инструментов. Все это помогает увидеть изнанку музыки, понять, как она делается, и это тоже момент контакта, сближения с миром академического искусства.

Вы могли бы что-то посоветовать людям, которые хотят приобщиться к миру классической музыки?

Начнем с того, что академическую музыку не надо бояться. В тот же театр мы для чего ходим? Чтобы испытать какую-то эмоцию: радость за героев спектакля, грусть, волнение. С музыкой все точно так же: не надо думать, что ее обязательно нужно понять головой, она в первую очередь призвана вызывать эмоции. Причем не всегда радостно-возвышенные: у каждого человека впечатления будут свои. И смысл как раз в том, чтобы прийти в филармонию, послушать эту музыку и прочувствовать ее по-своему.

Такая разная филармония: ликбез для неофитов, изображение №16

Я не думаю, что неподготовленному слушателю стоит начинать со сложных произведений, написанных в 20 веке. Но классика – Моцарт, Штраус, Чайковский, Глинка – подойдет идеально, потому что эта музыка понятная и всегда вызовет позитивный отклик в душе. А если человек совсем не соприкасался с классической музыкой, можно начать и с детских абонементов.

Такие есть?

Конечно, и даже не один! Первый абонемент – для совсем малышей, от 2 до 5 лет. Мы его так и называем – «малышовый»: мамочки с детьми приходят к нам в малый зал, мы там расстилаем цветной ковер, дети общаются с музыкантами, слушают, как звучат разные инструменты, потихоньку знакомятся с ними.

Еще есть абонемент «Сказки с оркестром «Онего»: на концертах звучат сказки в исполнении чтеца, а сопровождает их музыка в исполнении народных инструментов. Похожая программа – «Музыка любимых книг», это уже для средних и старших школьников: в этом году будем для них читать Ибсена, Тургенева, Лермонтова, Шварца.

А есть у вас концерты, «заточенные» под современную молодежь, которая погружена в гаджеты и соцсети?

Для молодежи мы хотим сделать программу про фейки о классической музыке, которые ходят в социальных сетях. Вот знаете, иногда заходишь во «ВКонтакте» и видишь целую подборку произведений Моцарта. А включаешь и понимаешь, что это даже близко не Моцарт, а какая-то современная композиция.

И мы задумали такой проект: эстрадное трио исполняет кусочек того, что в соцсети назвали Моцартом, а потом оркестр сыграет фрагмент из настоящего Моцарта, чтобы показать разницу. Я думаю, это будет интересно.

Такая разная филармония: ликбез для неофитов, изображение №17

Пандемия многие культурные проекты увела в онлайн-пространство. Карельская филармония взяла цифровые форматы на вооружение?

Да, благодаря пандемии мы получили много интересного опыта. Например, запустили необычный проект, под который выиграли грант Российского фонда культуры.

Мы записали на видео наш симфонический оркестр, который играл аккомпанемент к известным ариям из оперетт. А в Финляндии, в маленьком городе Калайоки, русская певица Ольга Маслова под эту запись пела те самые арии. В Калайоки вообще нет симфонического оркестра, и приехать мы к ним не могли из-за пандемии, поэтому придумали вот такой формат.

Концерт получился уникальным: на заднике сцены с помощью проектора пустили видео, а Ольга пела в живую. И получился очень интересный эффект присутствия, который ощутили все зрители.

А еще мы недавно получили грант от Фонда Потанина и закупили оборудование для онлайн-трансляций. Когда начался карантин, мы проводили концерты в пустом зале, но транслировали их в сети. Одно дело, когда ты снимаешь на телефон с непонятным звуком и картинкой, и совсем другое, когда съемка идет на три камеры, режиссер все это сводит, а зрители в итоге наслаждаются прекрасным светом и звуком.

Конечно, для этого нужен хороший Интернет с высокой скоростью. И он у нас есть благодаря «Ситилинку»: спасибо Компании за качественные услуги, с которыми у нас никогда не возникало проблем.

    Подайте заявку на бесплатную консультацию


    Нажимая на кнопку «Подать заявку», я соглашаюсь на обработку
    моих персональных данных в соответствии с целями обработки.