Клиенты

Дом свободы Натальи Ермолиной

Продолжаем знакомить вас с нашими любимыми Клиентами: сегодня беседуем с основательницей Agriculture Натальей Ермолиной.

20
Сен

Вряд ли в Петрозаводске найдется человек, который хотя бы краем уха не слышал про Agriculture club. Здесь собираются петрозаводские интеллектуалы – послушать лекции, поговорить на сложные темы. Сюда ходят любители культуры – на фестивали кино, выставки, квартирники, ночные читки пьес. Тут же базируются камерные клубы по интересам — спортивные, литературные, детские, языковые.

Как все это удалось собрать под одной крышей? С таким вопросом мы пришли к основательнице Agriculture club Наталье Ермолиной.

Дом свободы Натальи Ермолиной, изображение №2

Пространство открылось в 2015 году и с тех пор обросло проектами, партнерами, завсегдатаями. А вы часто сравниваете сегодняшнюю Agriculture с той, которая была шесть лет назад?

— Первые полгода существования Agriculture мы вообще не понимали, куда двигаться. У меня на тот момент не было опыта в организации общественных пространств, а Света Кольчурина, с которой мы начинали, была опытная, но опиралась на свои проекты в другом регионе — в Перми. У нас специфика оказалась другая, и мы шли немножко на ощупь: кидались от формата к формату, придумывали какие-то танцы для взрослых, которые были очень позорные, пытались делать фитнес на балконе, вязальные клубы, субботники – пробовали все.

И только со временем мы стали понимать, что город принимает. В первые месяцы, например, мы делали много интеллектуального, а потом организовали ресторанный день, и на него внезапно пришла тысяча человек. Мы тогда шутили: да зачем заниматься этой культурой? Надо просто народу давать пожрать.

На втором-третьем году жизни у нас выработался такой подход – работать с инициативой: если люди что-то предлагают, надо это реализовывать. И постепенно мы переформатировались из проекта Наташи и Светы в проект горожан.

Получается, что разнообразные лекции, читки, фестивали кино в афише Agriculture – это запрос самих петрозаводчан, им не хватает культурного досуга? Или это все же ваше влияние, и вы публику постепенно «воспитали»?

— Мы просто показали, что культурные и интеллектуальные проекты в тренде, что это модно, и горожане стали вокруг нас группироваться. Я не случайно запустила хэштег #сектаинтеллекта: люди знают, что в Agriculture они могут встретить братьев и сестер по разуму, что здесь всегда интересные разговоры и дискуссии.

Кстати, Agriculture ведь называют не только сектой интеллекта. Мы слышали, например, про «подпольное министерство культуры». Вам это прозвище нравится?

— Я с одной стороны посмеялась, когда меня назвали подпольным министром культуры. Это придумали режиссер Вова Рудак и журналист Рома Баландин и в шутку запустили в соцсетях, а люди подхватили. С другой стороны, мне теперь неудобно, когда я вижу нашего официального министра культуры: мне кажется, что он с тревогой на меня посматривает.

Наверное, для меня наиболее лестно, когда Agriculture называют домом свободы и домом равенства. Ведь мы задумывали его как место, где человек может чувствовать себя в безопасности вне зависимости от убеждений, ориентации, вероисповедания. Так и было – до недавних пор, когда к нам пришла полиция на одну из лекций. И тут я поняла, что безопасных мест в нашей стране все меньше, и это страшно, на самом деле. Но для меня важно, чтобы Agriculture была местом свободы, и я буду как можно дольше держать эту оборону.

Фото: Алексей Гайдин
Фото: Алексей Гайдин

С какими еще трудностями приходится сталкиваться?

— С финансовыми, конечно. Agriculture – место некоммерческое, у нас нет спонсоров и учредителей. Мы сами себя кормим, с помощью платных мероприятий собираем деньги на аренду. А я ее плачу абсолютно по законам рынка – 30 тысяч в месяц плюс коммунальные платежи, которые зимой переваливают за 40 тысяч. Еще у нас дизайнер получает деньги, есть мелкие расходы типа кофе и туалетной бумаги – в итоге в месяц расходов набегает тысяч на сто.

Вторая проблема – коммунальная: в нашем здании нет системы отопления, поэтому мы в холодное время года мерзнем, отапливаемся промышленной пушкой, которая сжирает очень много электричества, а греет точечно. Но я всегда говорю, что в холодном помещении лекции даже лучше слушать – тебя не сморит, ты постоянно в тонусе.

Вы когда-нибудь считали, сколько проектов в Agriculture одновременно существует?

— Проекты не считала. Но как-то мы прикинули, что в год у нас проходит более 500 мероприятий – больше, чем дней в календаре. И я так думаю, что около 20 проектов у нас параллельно развивается – больших, маленьких, совсем камерных.

Причем у нас сложилось негласное правило – каждый год по два-три новых проекта запускать, чтобы плесенью не покрываться. В то же время от чего-то мы отказываемся: иногда проект идет из-под палки, и я усилием воли его убиваю на корню. Если он не нужен горожанам, то мне и подавно.

Дом свободы Натальи Ермолиной, изображение №7

А что, например, не зашло в Agriculture?

— Очень плохо раскачивался проект «Живая библиотека». Это интересный формат, когда люди себя позиционируют как книгу: например, я – книга «Мать-одиночка». А участники мероприятия могут им задавать любые вопросы, даже неудобное. Это хороший способ убрать недопонимание, снять напряжение в обществе. Но нам трудно было набирать людей, готовых побыть книгой: в маленьких городах все друг друга знают, и мало кто готов открыться. В итоге очень много ресурсов уходило на продюссирование, и мы решили: раз оно не идет, то и не надо людей заставлять.

В противовес этому, какое мероприятие самое популярное, где всегда аншлаг?

— Определенно это городской девичник «Наговорила». Один раз на него за семь минут записалось 150 человек, хотя максимально наш зал вмещает сто. Я тогда с ужасом остановила запись, и нам пришлось с девочками договариваться, кто не пойдет.

Девичник «Наговорила» — мероприятие только для женщин. Дамы присылают истории из своей жизни на заданную тему («Мое тело – мое дело», «Любовный треугольник» и т. д.), Наталья отбирает самые интересные, а на девичнике их со сцены читают профессиональные актрисы.

Я очень ценю этот проект за то, что он многослойный: это не только шоу, но еще и психотерапия. Как-то раз одна девушка даже заплакала, когда ее историю прочитали на девичнике. А в перерыве подошла ко мне и сказала: «Я не смогла сдержать эмоций, я не ожидала, что моя жизнь такая интересная».

Мы немножко приподнимаем человека над бытом, даем возможность почувствовать себя частью искусства. Поэтому девичник – это не просто женское шоу из серии «бабы говорят про мужиков, щас поржем». На самом деле все гораздо глубже.

Девичник – относительно молодой проект. А какой в Agriculture самый старый?

— «Умная пятница». Это атмосфера интеллекта, когда ты и учишься, и сам можешь стать лектором, если докажешь свою компетентность в какой-то теме.

«Умная пятница» — вечер 20-минутных лекций в стиле TED. Лекторы рассказывают обо всем на свете, от мифов про Антарктиду и социальных танцев до фотоловушек и отражения современности в языке.

Почти одновременно с этим проектом, кстати, в Agriculture появились ночные читки пьес от режиссера Олега Липовецкого. Ну, Липовецкий – это просто величина, он мастерством берет. Да и сам проект необычный: пьесы читают не в театре, не вечером, а ночью, пьесы эти больше нигде не идут. Конечно, люди будут ломиться на эти читки.

Какой проект для вас стал самым неожиданным?

— Одним из новых направлений, абсолютно неожиданно для меня выстреливших до пандемии, оказалось Death Cafe. Люди там собирались и говорили про смерть. Причем это не была группа помощи тем, кто болен или потерял близкого. Нет, это просто люди сидели и обсуждали смерть. И такого смеха гомерического я не слышала ни на одном из наших мероприятий!

Проект запустил наш большой друг, психиатр Виктор Лебедев. Было забавно, когда он в конце встречи говорил: «Ну, увидимся через 40 дней. Как символично!» — и все ржут. «Если доживем», — и все опять хохочут. А ведь тема смерти в нашем обществе табуирована, о ней вообще редко говорят.

Death Cafe – социально значимый проект, который помогал формировать осознанное отношение людей к смерти. А это, в свою очередь, позволяло более остро ощущать полноту жизни. Виктор Лебедев успел провести две встречи Death Cafe, но, когда началась пандемия, приостановил проект по этическим соображениям.

Есть проекты, за которые вы никогда не возьметесь?

— Это точно политика – любая. Я гражданский активист, я за права человека, но я не выступаю ни за какую партию. Я бы еще сказала, что мы не беремся за религиозные проекты, но в то же время у нас проходил очень классный публичный лекторий «Неправильное православие» от молодых православных активистов. Это был прекрасный цикл лекций, на которых встречались верующие и атеисты, и оказалось, что между ними возможна дискуссия. Да, были напряженные моменты: «А где был ваш бог?», «А где были ваши коммунисты?». Но в этом споре рождалась какая-то общечеловеческая истина, и это было классно.

Какой проект вы бы назвали своим любимым?

— У нас проходит фестиваль «Мой поэт» — наш с Сашей Суховой ребеночек, который появился еще в клубе «Бегемот». А когда открылась Agriculture, мы его сюда «усыновили». Сейчас фестивалем занимается молодая команда, он жив, ему уже девять лет, и он вовлекает все новых людей, любящих поэзию.

Еще я «Школу блогеров» люблю, это мой авторский проект, которому лет столько же, сколько самой Agriculture. Раз в год у нас обновляется состав, люди проходят курс молодого бойца-писателя и потом находят работу, что для меня очень приятно.

Что интересного ждет нас в новом сезоне?

— Мы пока думаем над новыми формами, не могу определенно сказать. Но точно будем развивать женский стендап – он у нас только в прошлом сезоне заявился и внезапно выстрелил. А я ведь даже не делала трансляций, потому что думала, что будет позорно: девочки никогда не выступали в этом жанре, не работали с микрофоном. Но неожиданно это получилось так интересно – интереснее мужского стендапа, который часто «ниже пояса». У девочек все наоборот: практически нет мата и секса, шутки в основном про взаимоотношения — какие-то стереотипы, работа, семья, дети. Кто бы знал, что стендап про семью и детей такой смешной.

С началом пандемии какие-то мероприятия у вас проходили в онлайн-формате. Он останется?

— Я думаю, что мы будем делать гибридные форматы. Когда началась первая волна коронавируса, мы действительно делали очень много трансляций: в апреле 2019 года их было около 60 – йога, лекции, чаты, экскурсии по нашим квартирам. Просто люди сидели растерянные, в страхе и ужасе, а мы понимали, что в ответе за аудиторию, которую приручили.

У трансляций были огромные цифры по просмотрам, и мы поняли, что правильно все сделали. И теперь будем делать комбинированные версии мероприятий. В принципе, трансляции с крупных событий мы и раньше делали – спасибо «Ситилинку», в Agriculture всегда был хороший Интернет: когда мы только переехали в новое помещение, у нас еще мебели не было, а выход в сеть уже был. Вообще «Ситилинк» — один из наших давних партнеров, всегда с нами на связи, поддерживает наши проекты. Это приятное партнерство, надеюсь, оно будет развиваться.

    Подайте заявку на бесплатную консультацию


    Нажимая на кнопку «Подать заявку», я соглашаюсь на обработку
    моих персональных данных в соответствии с целями обработки.